?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



 

В праздничные дни для жителей города помимо VIP-гостей выступали актеры нижегородских театров: знаменитый в Нижнем Новгороде и за его пределами театр одновременной игры «Zooпарк» в качестве конферансье и лауреаты международного конкурса театральных капустников «Веселая коза», фестиваля актерской песни им. Миронова «Маленькая ТриА». Нижегородцы заводили публику с пол-оборота.

 

Нашим жителям эти ребята давно знакомы: «Zooпарк» с успехом выступал на сцене Дома ученых с постановками «Татарин маленький», «Клаксон и Ластик» и  спектаклем, ставшим визитной карточкой частного театра, - «Что случилось в зоопарке?». «Маленькая ТриА» устроила пару лет назад настоящую феерию на сцене театра драмы в концерте лауреатов фестиваля «Поют актеры драматических театров». Фронтмэн «ТриА» заслуженный артист РФ Алексей Хореняк свободно владеет контрабасом, баяном, маракасами, а уж как поет! Кажется, для него и его команды нет жанра, в котором они чувствуют себя неуверенно. Рок? Не вопрос! Рэп начитать? Пожалуйста! Эстрада? И здесь они чувствуют себя как рыба в воде.

За сценой «Zooпарк» и «Маленькую ТриА» связывает крепкая дружба. Лев Харламов и Олег Шапков, Алексей Хореняк и Александр Ряписов знакомы Бог знает сколько лет. Про каждый коллектив можно написать огромную статью, где на полстранице придется перечислять их победы, награды и лауреатства. Возможно, дружба и есть секрет успеха нижегородцев.

После жаркого выступления мы с ребятами отправляемся в кафе подкрепиться. Почти сразу подвыпивший горожанин ухватил под локоток Леву Харламова:

- Слышь, мужики, здорово вы это… ну того… Дайте автограф!

Обсуждаем прошедший в мае Приволжский театральный форум.

Александр Ряписов и Лев Харламов- единственные, кто честно и со вкусом работал на мастер-классе американского актера Ли Бруера – приглашенной на форум мировой звезды авангардного театра. Языкового барьера между русскими актерами и американцем не возникло: актерский язык универсален. Бруер восхитился и настойчиво порекомендовал взять материал, на котором «упражнялись», в постановку. Актеры внесли встречное предложение Бруеру поработать в Нижнем Новгороде…

Шутки в сторону! «Zooпарк», пожалуй, единственный сейчас в Нижнем Новгороде и области театр, о котором взахлеб рассуждают критики и зрители во всех концах России. Москва, Челябинск, Петрозаводск, Ханты-Мансийск, Омск – кто еще из соратников может представить такую гастрольную географию?

Последний громкий успех театра -  приз Олегу Шапкову за лучшую мужскую роль на Международном фестивале «Золотой конек» (спектакль «М-П», поставленный по повести Венечки Ерофеева «Москва-Петушки»).

- Ребята, давайте с самого начала: как появился театр «Zоопарк»?

Лев: Мы с Олегом Шапковым познакомились в 1992 году, в театральном училище. После второго курса захотелось сделать самостоятельную работу. Тогда это не получилось по ряду причин. Но одиннадцать лет спустя свою идею мы воплотили и все-таки поставили «Что случилось в зоопарке» по Э.Олби. Мы, в общем, просто делали один спектакль…

Олег: …И у нас не было мысли, что получится театр.

Лев: Постановку нам помогла осуществить режиссер Ирина Зубжицкая, с которой и сейчас мы продолжаем сотрудничать. «Что случилось в зоопарке» был показан на разных фестивалях, получил награды, премии, и, помнится, один из московских режиссеров, Михаил Макеев, произнес фразу, которая стала сакраментальной: «Через одну точку нельзя провести прямую».

Олег: Иными словами, чтобы о нас говорить серьезно, нужно было посмотреть хотя бы еще одну постановку.

Саша: Можно краткую справку? Михаил Макеев – известный театральный режиссер, выпускник курса Олега Николаевича Ефремова. Стал известен после постановки «Эмигрантов» С.Мрожека, по признанию автора, лучшей сценической интерпретации этой пьесы.

Один из организаторов Творческих Мастерских СТД. Руководил «Мастерской М.Макеева», которая была реорганизована в «Театр Михаила Мокеева Улисс». Преподавал в Школе-студии МХАТ, ГИТИСе, на Высших режиссерских курсах, в театральном училище им. Б.В.Щукина. Ведет мастер-класс в Австрии, Великобритании (в том числе в Королевской шекспировской труппе), во Франции, США, Германии. Член жюри фестиваля «Московские дебюты». Руководитель режиссерской лаборатории при СТД России. Кстати, по телевидению показывали его сериал «Татьянин день». В общем, большой серьезный человек.

Лев: Вот так и появился частный театр одновременной игры «Zоопарк».

- Из вашего рассказа выпали одиннадцать лет. А что было до создания театра?

Лев: Да много чего. Олег работал в академическом театре драмы в Нижнем Новгороде, я - в Новоуральском театре кукол, потом в Кстовском театре кукол, потом не работал в театре вообще, потом вместе с Олегом работали на «Русском радио». Вот пока мы там обитали, решили сделать что-нибудь «полезное». И вернулись к теме Олби. А уж после первого спектакля взялись за постановку «Татарин маленький», в которой занят режиссер Леонид Чигин, который поставил «Кьоджинские перепалки», которые идут на сцене саровского театра. Уф!

Олег: За «Татарином» последовал детский спектакль «Клаксон и Ластик», мюзикл собственного сочинения… Наша последняя постановка – «ФАК’S» по пьесе «Ближе» П. Марбера. Режиссер-постановщик сидит с нами – Саша Ряписов.

- Надеюсь, покажете в Сарове?

Лев: Ну, если пригласят… Понимаешь, материал такой… Мы матом ругаемся на сцене…

- Слушайте, а как вы поставили «М-П»? Как можно такой материал, как Венечка Ерофеев, переложить на театральный язык? Уму непостижимо!

Лев: Олег, это к тебе – как мы сделали из Ерофеева «М-П»?

Олег: У нас была идея. Снова пригласили к себе Ирину Зубжицкую. Ей наша идея не понравилась: давайте попробуем что-то другое. И мы полезли в интернет. Перекопали какое-то нереальное количество пьес. С утра до вечера читали-читали-читали, уже офигели. И ничего не нашли. Вечером приехали ко мне, и под водочку с пельменями Ирина спрашивает: ну что же вы все-таки хотели? Откуда-то возникло это название. Ирина говорит: вот, это то, что надо! Вы пишете инсценировку, я ставлю. Так все и произошло. Практически в два присеста и поставили.

Саша: Лена, с твоего позволения я хотел бы объяснить, что такое – работать в «Zоопарке». Вот Лева, вот Олег. У них появляется некая идея, они читают десятки, если не сотни пьес, не находят нужного драматургического материала, пишут его сами – инсценировки или что угодно. Потом ищут режиссера-постановщика, не находят его или находят на очень короткий срок, потом занимаются декорациями, костюмами, музыкальным оформлением. В итоге на одну постановку уходит год-полтора-два. И материал, который они предъявляют зрителю, взрывает театральную общественность.

Что в этот момент происходит в репертуарном театре? Актер выходит к доске объявлений, читает приказ, что он играет Аметистова в «Зойкиной квартире», вспоминает, что когда-то читал Булгакова, освежает материал, учит роль, выходит на сцену, через два месяца спектакль сдан. Вот если вкратце, что такое «Zooпарк».

Ты же понимаешь, что это такое: работать над постановкой два-три месяца или год-полтора? Тут уже даже не вопрос таланта, а именно проникновения в тему. Кропотливая работа дает результат. И какой!

- Возникает резонный вопрос: а зачем вам все это нужно?

Лев: А затем и нужно, что в рамках репертуарного театра нам тесно. Актер репертуарного театра ничего не решает. От него ничего не зависит. Работает на всем готовом. Это не в осуждение коллегам, ничего подобного. Просто кому-то так хорошо, а нас не устраивает.

Олег: Сейчас я играю Шута в «Короле Лире», который идет на сцене Нижегородского ТЮЗа. И для меня очень тяжело – вернуться в репертуарный театр, даже в качестве приглашенного артиста. Все по-другому. Свободы не хватает…

- Коварный вопрос: откуда средства на постановки? Кто вас кормит?

Лев: Ха-ха! Да сами себя кормим! Средства дают люди, которые считают, что мы нужны как театр. Сами до сих пор выплачиваем кредит за первую постановку. А что делать?

Над Саровом уже закат. Мы шагаем к гостинице. Ребятам надо отдохнуть, чтобы на следующий день снова заводить публику с пол-оборота…

 

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
bogdanovskaya
Jul. 23rd, 2009 05:52 pm (UTC)
Лев и Олег - замечательные люди, и интервью интересное. Видела "М-П" у нас на фестивале, впечатлилась )
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

helena_tru
helena_tru

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars